Занятие всегда запоминается по финальной точке. Работает нехитрое правило: мы даём оценку любого события или явления в зависимости от того, как оно завершилось. Даже если наши ощущения во время происходящего были яркими, но в конце что-то не удалось, остается чувство разочарования. Неизвестно, отважимся ли мы снова попробовать поучаствовать в подобном событии.
Окончанием занятия является свободное говорение (production). Студенты продуцируют речь самостоятельно при помощи всех языковых средств, которые изучались на занятии. Преподаватель здесь участвует только в качестве организатора. Однако он должен поставить студентов в комфортные для говорения условия и создать максимально возможную мотивацию.
Можно предложить студенту высказать свое мнение по определенному вопросу, например, дав ему спорное высказывание: "Men cook better than women" или "Camping holiday is the best type for relaxation". Но одно из самых действенных средств для мотивации беседы – это ролевая игра. В этом случае, этап свободного говорения на занятии обычно состоит из трёх частей: подготовка к ролевой игре (pre-task), сама ролевая игра (task) и подведение итогов. Сначала мы готовим студентов к финальной игре, затем играем в нее и подводим итоги, причем мы подводим не только итоги игры, но и итоги самого занятия. Например, если целью игры был выбор лучшего "доктора", мы считаем голоса, награждаем победителя. После этого следует перейти к итогам языковым, то есть, к ошибкам, которые преподаватель услышал и записал за студентами.
Итак, мы хотим, чтобы студент говорил, активно, без долгих пауз и заминок, без длительных размышлений, что же надо сказать. Как это обеспечить?