В связи с реформой школьного образования в России постоянно поднимается вопрос об опыте других стран, в основном европейских. И если с преподаванием точных наук, а также родного и иностранных языков всё более-менее ясно, подход к совсем "неконкретным" дисциплинам – истории, литературе – может сильно отличаться, как и происходит на практике.
Уровень преподавания литературы в некоторых зарубежных (относительно России) странах не столь высок, как того, казалось бы, требует история словесности этих же стран. В некоторых из них отдельного предмета "литература" нет вовсе.
Особенно странно дела обстоят в Германии. Как раз там литература изучается исключительно в рамках уроков немецкого языка, и в плачевных объёмах. Программа варьируется в зависимости от федеральной земли и даже конкретной школы, но тенденции налицо. В средней школе не читают ничего серьёзного – в Баварии, например, почти все тексты для чтения входят в учебники немецкого (включая отрывки из эпосов на древнегерманском), но детям они не особо интересны. Стихи наизусть не учатся. Вся ответственность за чтение детей перекладывается на их семьи. Родителям могут предложить вести некий журнал, в котором нужно отмечать, сколько времени ребенок читал в день, и не так важно, что именно – хоть новости в Интернете, хоть спортивные газеты.