Как ни парадоксально это прозвучит, но большинству людей нравится пугаться. Не зря сказки, которые крестьяне рассказывали долгими зимними вечерами, были не просто страшными, а ОЧЕНЬ страшными. Кстати, люди высших сословий тоже не брезговали подобными развлечениями. И предназначались-то они главным образом для взрослых.
К середине XII в. в Европе появляются рыцарские романы, с которых, по сути, и началась художественная литература. И уже в этих первых произведениях встречаются сюжеты, заставлявшие сердце читателя замирать от страха. Их героями были люди, одержимые демонами, а также мифологические персонажи, заимствованные авторами в фольклорных традициях разных народов. Однако почти до середины XVIII в. отдельных произведений, призванных нагнать на читателя страха, практически не было.
С началом эпохи романтизма интерес писателей фокусируется на необычных людях, их эмоциях и ощущениях, на всем выходящем за рамки обыденности. Не удивительно, что на этой волне зарождается готический роман, в основе которого лежат сверхъестественные события и страх – одно из самых сильных человеческих чувств. Первопроходцами в этом литературном направлении можно считать английских писателей Х.Уолполла (H.Walpole) ("Замок Отранто" - "The Castle of Otranto"), А.Рэдклиф (A.Radcliffe), Мэри Шелли (Mary Shelley) ("Франкенштейн, или Современный Прометей" - "Frankenstein: or, The Modern Prometheus"), Ч.Мэтьюрина (Charles Robert Maturin) ("Мельмот-скиталец" - "Melmoth the Wanderer").
Параллельно с англичанами, в Германии пишут свои "жуткие" сказки Гофман и Гауф, несколько позже в Америке начинают творить Э. По и А. Бирс. Интерес к литературе ужасов по-настоящему уже не утихал никогда. На смену одним "королям" жанра приходили другие, чьи книги переводились на десятки языков и издавались миллионными тиражами.
Со временем, в литературе ужасов был созданы, с удовольствием приняты читателями, а потому получили дальнейшее развитие новые направления. После романа Брэма Стокера "Дракула", началась волна вампирских романов. Говард Лавкрафт – "отец ужасных историй про древних монстров" – создал свой собственный мир, который так и называют по сей день "лавкрафтовые ужасы" и у которого огромное количество последователей во всем мире.
В 1949 г. в США журнал "The Magazine of Fantasy" впервые использовал термин "хоррор". Так целое направление в массовой литературе получило свое имя.
Основная цель любого романа ужасов – напугать (ну или хотя бы попытаться напугать) читателя. Для этого авторы дергают за три главные струны, порождающие в людях страх: ужас перед неведомым, боязнь всего внезапного и страх-отвращение. Не обязательно все три струны будут звучать в каждой книге, но талантливые писатели, комбинируя их, пугают своих читателей до икоты и дрожи в коленках.
Отличительной чертой любого хорошего романа, относящегося к хоррору, является несомненная реалистичность происходящего. Только когда читатель мысленно видит разворачивающееся действие и верит в то, что все свершается наяву, он испытывает настоящий ужас. И еще один ключевой момент литературы хоррор – это атмосфера страха, которую писателю нужно не только создать, но и мастерски поддерживать и нагнетать на протяжении всего повествования.
Подробнее...
В магазине "Британия" появилось в продаже новое издание романов Хелен Филдинг о Бриджет Джонс: две книги под одной обложкой.
Выход третьего романа планируется на октябрь 2013 года.
В первой статье, посвящённой современным британским писателям, мы представили вам авторов, которые "поют" о жизни сегодняшнего молодого (во всяком случае, в душе) британца, жизнью которого хочется пожить, ну хоть недолго, пока читаешь. Во второй части мы предлагаем обратить внимание на тех, кто имеет критический взгляд на эту жизнь.
Первым стоит упомянуть скончавшегося в июне 2013 года Тома Шарпа (Tom Sharpe), человека, который учился и преподавал в Кембриджском университете и знал "всю правду" об английском образовании. Вот тема для сатиры! Диккенс, живописуя ужасы английской школы, плакал над учеником, объектом тиранства преподавателей (ведь учителей-то чего жалеть? - они зарплату получают, и все свои извращения на детей изливают…). И вот Шарп нам показывает, как хорошо и сладко живут эти "уважаемые" люди. Его любимый герой Wilt (серия "Wilt") – старший преподаватель английского в политехническом колледже, обладатель бедненького домика, муж некрасивой, неугомонной и вечно чем-то неудовлетворённой женщины, мужчина без машины, без яхты, без дачи, без золотой (ну, или простой) кредитной карты. Зачем материальные блага человеку, который несёт будущим каменщикам, мясникам, газосварщикам счастье знакомства с великой английской литературой? Какое повышение зарплаты может сравниться с восторгом, которое испытывает преподаватель при подготовке занятия, где маляры и бетономешальщики изучат ещё одну главу "Улисса"? Ну что может огорчить, испугать, растоптать этого человека? Обвинение в убийстве? Угроза увольнения? Ночной поход на стройплощадку? Смешно. И это действительно смешно, до слёз, до икоты, до следующей книги!
Ещё один полноправный представитель Кембриджа (студентка и затем преподаватель с 15-летним стажем) – Джоанна Харрис (Joanne Harris). Вот классический образец интеллигентной женщины – живёт в городке, название которого знают только её поклонники, учит древненорвежский язык, играет на бас-гитаре в местной группе, учится готовить по рецептам французской кухни (мамина кровь требует), смотрит японские боевики и фантастику, прочитывает по тонне художественной литературы в год.
Джоанна пишет для умных, незацикленных на одном жанре или сюжете читателей, отсюда разнообразие жанров не только книг в целом, но и в сюжете отдельных произведений. Например, как "заклеймить" её главный хит "Chocolat"? Любовь, трагедия, комедия, мистика, психология, отношения матери и дочери – всё есть в этой удивительной истории (кстати, критики находят в ней ещё воинствующий атеизм и шаманизм). А "Gentlemen and Players" - это практически триллер (кстати, действие происходит в классической школе для мальчиков). Или вот "Blackberry Wine" - о борьбе человека со своим прошлым (а заодно и с алкоголизмом).
Кстати, еда и напитки играют важнейшую роль в произведениях Харрис, ведь именно они вызывают у человека самые первые, а часто и самые сильные эмоции. Писательница обращает внимание на то, что и как ест персонаж, ведь так мы узнаём о его воспитании, характере, образовании, и даже отношении к жизни и другим людям! Кроме того, нет человека, который не ест – представителей всех религий и национальностей объединяет то, что мы умеем получать и доставлять удовольствие с помощью еды и напитков. Попробуйте романы Джоанн Харрис на вкус!
Ольга Коченкова
Оригинал статьи опубликован на сайте "Магеллан books. Магазин иностранной книги".
Само словосочетание "английская литература" ассоциируется у нас с историей, классикой, трагедией героев Диккенса и романтикой героинь Остин и Бронте. Что-то посовременнее? Пожалуйста: Конан Дойл и Агата Кристи! Позвольте представить вам авторов, счастливо живущих и удачно творящих в Великобритании сегодня.
Начнём с героини 2009 года – Софии Кинселлы (Sophie Kinsella), ведь именно в этом году вышла голливудская экранизация её первой книги о приключениях Бекки Блумвуд – неисправимого "шопоголика"! Как и её героиня, София много лет работала финансовым обозревателем в газетах Лондона. Сегодня она – автор мировых бестселлеров, счастливая жена и мать. Именно об этом мечтает её любимая героиня, Ребекка. Её знания об экономике домашнего хозяйства помогают читателям и зрителям, но сама гениальная советчица то и дело попадает в сложные финансовые ситуации, из которых выбирается остроумным и неожиданным образом к концу каждой книги. А в начале следующей … ну, вы понимаете.
Подробнее...
|
|