Французская система преподавания основана на четких требованиях к выполнению письменных упражнений (expression écrite).
Résumé (резюме), compte rendu (рецензия), synthèse (сводный анализ) – это виды письменных работ, освоить которые, в частности, необходимо для успешной сдачи международных экзаменов DELF и DALF. Например, на экзамене DALF C1 обязательно предложат написать synthèse.
Эти три вида письменных работ важны для изучающих французский язык, так как они в первую очередь связаны с пониманием письменного текста и средств инфографики из оригинальных источников, в основном публицистики и статистики, то есть журнальных и газетных статей и сопровождающих их диаграмм, графиков и таблиц.
При этом речь не идет о личной интерпретации информации и рассуждениях на основе прочитанного материала, а о способности понять и передать информацию на французском языке в соответствии с определенными правилами. Таким образом тренируется и проверяется правильность использования и богатство словарного запаса (способность переформулировать и найти синонимичные конструкции), грамматических средств выражения (применение сложных времен) и средств аргументации (слова-связки и модализаторы, нюансирующие высказывание).
Проще говоря, résume, compte rendu и synthèse пишутся на основе уже существующих текстов, и студенту необходимо показать максимальное их понимание, а также передать информацию, которая в них содержится, в сжатом виде.
Важно, что для этих упражнений существует ограничение по количеству слов, и на это нужно обращать внимание при выполнении задания: как правило, за превышение количества слов более чем на 10% от заданного количества может сниматься до 1 балла за каждые следующие 10%. Отметим, что "слово" в данном случае ограничивается пробелами (l’enfant – это одно слово, un enfant – два).
Разница между résumé, compte rendu и synthèse в первую очередь заключается в объеме информации и способе ее сокращения. Если для résumé и compte rendu предлагают один текст, то synthèse делают на основе 2-4 текстов и инфографической информации (графика, иллюстрации, диаграммы).
Résumé – это упражнение по сокращению одного текста примерно в четыре раза. При этом соблюдается порядок изложения идей оригинального текста. Оно пишется от того же лица, что и в оригинале (если он от первого лица, то и résumé будет от первого лица, то есть, сохраняется выбор автора).
Compte rendu сокращает текст в три раза, но пишется всегда от третьего лица. Используются формулировки типа "L’auteur affirme que… ("Автор утверждает, что…"). В данном случае, студенту важно показать, он знает большое количество глаголов, чтобы разнообразить введение информации: énoncer, affirmer, ajouter, confirmer, infirmer, nier, expliquer…
Synthèse является сводным анализом нескольких текстов, связанных одной тематикой, и показывает различные ее аспекты.
Alter Ego 5 (C1-C2)
При написании synthèse важно понимать различие между темой и проблематикой текстов. Тема – это нечто общее, объединяющее тексты, проблематика же более конкретна и определяется индивидуально, она представляет собой вопрос, на основе которого будет строиться рассуждение. Например, для synthèse, посвященной корриде, темой будет защита прав животных, а проблемным вопросом что-нибудь вроде: "Является ли коррида развлечением, основанным на насилии над животными или культурной традицией?".
Общими рекомендациями для выполнения всех трех видов письменных упражнений будет следующее:
- Необходимо уделить большое внимание чтению и пониманию текстов, одновременно стараясь определить тему и главную идею. Можно даже составить схематический план главной и второстепенных идей текста.
- Важно четко обозначить для себя деление текста на смысловые части и связь между ними, то есть понять, где аргумент, а где пример, какая из частей является противопоставлением уже заявленной идеи. Как правило, в аргументационных текстах параграф соответствует одной идее.
- Нужно научиться определять так называемые "ключевые слова" (les mots-clés), то есть, те слова, которые выражают ключевые идеи текста.
- Ключевые идеи нужно переформулировать, используя синонимы, упрощая предложения, таким образом сокращая текст. В учебниках приведены приемы, которые позволяют это сделать.
- По окончании работы необходимо проверить орфографию, согласования и правильность грамматических конструкций. Для этого часто рекомендуют прочесть текст с конца, по словам и предложениям, чтобы отвлечься от общего смысла и сконцентрироваться на грамматике и орфографии. Затем необходимо прочесть текст с точки зрения смысла и связности.
- В заключение важно не забыть посчитать количество слов и написать его под своим текстом.
Существует большое количество пособий, позволяющих подготовиться к написанию résumé, compte rendu и synthèse. Например, “Réussir le DELF” и “Réussir le DALF” издательства “Didier”. Уделяют внимание типовым письменным работам и многие учебные курсы, такие как “Alter Ego” издательства “Hachette”.
Елена Труутс