Инфографика (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γράφω – пишу) – это способ наглядного представления информации. Это таблицы и схемы в учебниках, диаграммы и графики в отчетах, указатели в метро и дорожные знаки, иллюстрации, показывающие как пользоваться той или иной бытовой техникой. Мы используем инфографику когда, например, рисуем друзьям схему проезда к нашей даче или нам нужно быстро и наглядно что-то кому-то объяснить.
Так как главная цель инфографики – наглядно и быстро донести до человека определенную информацию, очевидна ее роль в преподавании различных предметов.
Понятно, что наглядный метод в преподавании использовался всегда. В фильмах, книгах и наших собственных воспоминаниях нередко встает образ перепачканного мелом учителя или вузовского преподавателя, вдохновенно рисующего на доске графики, таблицы и другие фантасмагорические рисунки для того, чтобы облегчить ученикам восприятие сложной информации и сделать процесс преподавания более увлекательным.
В преподавании иностранных языков инфографика всегда имела большое практическое значение, и редкий преподаватель не пользовался рисунками, чтобы, например, объяснить принципы построения вопросов в английском языке.
Различные "иллюстрированные грамматики английского языка" начали появляться в России еще в советское время. Эта черно-белая и очень сдержанная по содержанию инфографика, тем не менее, вносила свой существенный вклад в процесс понимания того, что представляет собой изучаемый язык.
Мир не стоит на месте, и современная инфографика способна не только передавать информацию, но и эмоционально воздействовать на человека, то есть вызывать у него положительные эмоции и интерес к изучаемому предмету.
Очевидно, что не всякий рисунок одинаково интересен, и не любая схема понятна.
В качестве примера очень понятной, наглядной и жизнерадостной инфографики можно привести учебное пособие по грамматике английского языка издательства "Ричмонд" "Visual Grammar" (для уровней A2 и B1).
Книга разделена на 96 уроков, в которых наглядно объясняются основные грамматические понятия английского языка. Каждый урок – это страница красочных рисунков, понятных схем и текста разных цветов и размеров, которые просто "притягивают глаз" к себе.
После каждого урока даны упражнения, которые можно выполнять прямо в книге. Они понятны, наглядны и интересны, поскольку касаются реальной жизни ученика.
К учебнику прилагаются аудиозаписи в формате MP3.
Кроме того, в каждом уроке этого учебного пособия используется интересное "ноу-хау" – "Internet Quiz", которое очень понравится изучающим английский язык людям, так как вносит развлекательный и познавательный (в плане общечеловеческих знаний) элементы в процесс обучения и делает его более живым и разнообразным. "Internet Quiz" предлагает изучающим язык вопросы из разряда "general knowledge", ответы на которые надо найти в Интернете. Структура вопросов соответствует теме урока и уровню знаний студентов.
Вот, например, некоторые вопросы, которые предлагаются студентам после изучения глагола to be:
Is Uluru a very large rock? – Yes, it is.
Are the Monkees a football team?
Is the Aintree Grand National a car race?
В других уроках, например, надо закончить такое предложение:
In 1961 Obama's mother moved to Seattle to...
Таким образом у студентов закрепляется понятие инфинитива цели, из процесса обучения изгоняется скука (главный враг в деле приобретения новых знаний) и, что очень важно, современные школьники и студенты могут использовать свои любимые гаджеты для полезного и нужного им дела – изучения английского языка.
Александра Фомина
От редакции. Обратите внимание и на автора книги! Джим Скривенер – признанный специалист по методике преподавания английского языка, автор известной преподавателям книги "Learning Teaching".
Комментарии