";} /*bdbb918d*/ ?>
Вы сейчас здесь: Главная Статьи Чтение вслух, мнение 1: Признак уровня образованности

Britannia

Чтение вслух, мнение 1: Признак уровня образованности

Один из вопросов, наиболее живо обсуждающихся сторонниками различных методов преподавания иностранного языка, – нужно ли читать вслух на занятиях. Кто-то из учителей, говоря о чтении на уроке, вообще «по умолчанию» подразумевает чтение вслух. Другие убеждены, что читать вслух – бессмысленная трата времени, и к тому же, не дает развиваться многим важным навыкам, которым необходимо обучиться при работе с текстом.

Введение в устную часть ЕГЭ и ОГЭ экзаменационного задания на чтение вслух, можно сказать, отняло аргументы у противников этого занятия: теперь "хочешь-не хочешь – надо". По крайней мере, на занятиях в школе и на курсе по подготовке к российским экзаменам.

Но остаются ведь и другие виды курсов. К тому же, ЕГЭ и ОГЭ непрерывно дорабатываются, и мнение простых преподавателей может повлиять на формат будущих экзаменов. Поэтому мы публикуем две статьи, иллюстрирующие две позиции, два мнения о необходимости и целесообразности читать на уроке вслух. Будем рады комментариям и возражениям сторонников любой из них.

Мнение 1 представляет один из наших постоянных авторов, также работающая в ряде интернет-порталов и в журнале "Директор школы", преподаватель английского языка Александра Фомина.

Мнение 2 представляет преподаватель английского языка, руководитель Кембриджского ресурсного центра в Воронеже, руководитель Teacher Training Department IH Voronezh-Linguist Наталья Байрак (CELTA, DELTA).

Итак,

Чтение вслух, мнение 1: Признак уровня образованности

Чтение вслух, мнение 2: Всех в актеры и дикторы?

 

Literaturnoye chteniye

Чтение вслух, мнение 1: Признак уровня образованности

С 2015 г. устная часть ЕГЭ (11-й класс) по иностранному языку состоит из четырех заданий, первое из которых – задание на умение читать вслух. В 2016 г. такое же задание будет и в устной части ОГЭ (9-й класс).

Это задание базового уровня сложности. Для чтения предлагается небольшой фрагмент информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста. "Оно проверяет технику чтения, а именно правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержания читаемого". [1]

Скорее всего, это задание было включено в экзамен по одной простой причине: после многолетнего обучения иностранным языкам в школе, многие дети не умеют даже читать, не говоря уже об умении говорить, писать и понимать сложные тексты.

Умение хорошо и выразительно читать вслух на родном языке вообще очень ценный навык для любого человека. Этот навык говорит о его культуре, образовании и всегда высоко оценивается окружающими.

Для детей умение читать вслух особенно важно: оно характеризует общее развитие речи и влияет на усвоение всех других предметов. Не случайно и школа, и родители уделяют ему особое внимание. Во многих семьях детей учат читать еще до школы. Покупаются азбуки, буквари, книги для чтения и множество специальных пособий. Все четыре года начальной школы дети читают вслух на уроках. Однако на практике это оказывается совсем не легкой задачей: в средней школе многие дети по-прежнему плохо читают вслух по-русски, спотыкаясь на длинных словах, не соблюдая интонаций и не понимая смысла прочитанного текста. Очевидно, насколько неуспешно идут у таких детей все гуманитарные предметы, а также задания, связанные с устными выступлениями.

С иностранными языками проблема еще более тяжелая. Современные учебники для начальной школы, походящие на комиксы, не содержат достаточное количество текста для упражнений по чтению. Если и по русским учебникам для чтения (с большим количеством текстов) некоторым детям тяжело научиться читать вслух на родном языке, то что же говорить об иностранном. В результате, если ребенок не занимался дополнительно, его пассивный словарный запас крайне мал, и читать этот ученик практически не умеет. Визуально определяя общее произношение многих слов, он читает их как бог на душу положит, иногда искажая сам текст до неузнаваемости.

Нужно или не нужно выпускникам 9-х и 11-х классов уметь читать вслух небольшие и несложные тексты на иностранном языке?

На этот счет, вероятно, существуют разные мнения. С одной стороны, неизвестно, где ребенок будет пользоваться этим умением, с другой – трудно предположить, что человек, не владеющий элементарным умением читать вслух, может хорошо знать иностранный язык. Под словами "хорошо знать иностранный язык" подразумевается, конечно, не только умение двумя-тремя словами поговорить о погоде на турецком пляже.

К тому же, в российской образовательной традиции умению хорошо читать вслух всегда уделялось большое внимание, а изучение иностранного языка рассматривалось не только как приобретение практических навыков для общения с иностранцами, а как общее развитие личности и приобщение ее к мировым культурным ценностям.

Насколько правильно или неправильно введение заданий такого формата на ЕГЭ и ОГЭ, покажет время. Однако уже сейчас мы можем проанализировать первые результаты ЕГЭ по английскому языку в 2015 г.

EGE Reading Aloud

Результаты выполнения задания базового уровня сложности "Чтение вслух"

Справились с заданием, то есть получили за него один балл, 81,1% от общего числа учеников, сдающих экзамен по английскому языку.

"При чтении фрагмента информационного или научно-популярного текста были допущены фонетические ошибки разного плана.

Экзаменуемые

неправильно произносят звуки [θ] [ŋ] [h] [3:];

не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются, например: muscles, limb;

неправильно произносят ряд звуков, которые меняют смысл слов: heat-hid, food-foot;

не соблюдают ударение в ряде слов; не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;

не соблюдают интонацию в разных коммуникативных типах предложений.

К сожалению, ряд выпускников не знают правил чтения и, как следствие, неправильно читают даже простые слова, такие как recently, even, until, fly и др. При этом заметим, что данные слова часто встречаются во всех школьных учебниках. Однако самым сложным в данном задании оказалось деление предложений на смысловые синтагмы. Несмотря на то, что на это неоднократно обращалось внимание на консультациях и семинарах, многие выпускники неправильно делили предложения на смысловые группы, например: One way to watch them… up close without… using binoculars is to go to a place they go… to often. Приведенное деление показывает, что экзаменуемый не понял смысла высказывания, так как расставил паузы неправильно, отделив фразовый глагол от послелога (предлога), а что еще хуже, изменил смысл высказывания, сделав паузу не после to, а перед to". [1]

Безусловно, после введения такого задания в ЕГЭ и ОГЭ педагоги начнут уделять большее внимание чтению вслух. Конечно, речь не идет о постоянном чтении больших объемов текстов. Однако устойчивые хорошие навыки выразительного и беглого чтения вслух на иностранном языке, безусловно, свидетельствуют о хорошем словарном запасе, умении быстро и правильно понимать текст и вообще об общей культуре человека.

Александра Фомина

Использованные материалы

1. М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В. Н. Симкин. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам.

Вверху: картина В. Е. Маковского "Литературное чтение"
В середине: фрагмент пособия "ЕГЭ. Английский язык. Устная часть"


 

Комментарии 

 
#1 Julia 12.12.2015 18:20
Статья на актуальную тему. Спасибо! Однако, хотелось бы узнать из статьи более конкретно, на усвоение каких языковых знаний влияет чтение вслух и развитию каких других языковых навыков способствует практика чтения вслух?
Цитировать
 
 
#2 Елена, Британия 17.12.2015 08:35
Здравствуйте, Юлия! Спасибо, мы тоже считаем, что тема очень актуальна! Вы видели вторую статью, которая освещает противоположную точку зрения? /articles/1338-chteniye-vsluh

Я затрудняюсь ответить на ваш вопрос, поскольку мне чтение вслух кажется достойным, но необязательным сопутствующим навыком изучения языков, вроде каллиграфии или актерского мастерства.

Вероятно, считается, что на чтении вслух отрабатывается фонетика - хотя, казалось бы, гораздо ценнее отрабатывать ее в говорении, на реальных ситуациях, и совершенно не обязательно на "пляжно-бытовых".

Могу предположить, что навык ускоренного предугадывания дальнейшего текста при чтении вслух помогает быстрее понимать содержание, хотя с другой стороны, очень часто ученик, прочитав текст вслух, не может сказать, о чем шла речь. Этот навык, безусловно, можно тренировать, но мне кажется, его хорошо иллюстрирует нижняя фотография в статье по приведенной ссылке ))
Цитировать
 
 
#3 Елена, Британия 17.12.2015 08:41
Я попрошу автора этой статьи ответить на ваш вопрос. Приглашаем также всех желающих дать свой комментарий! (Имя в форме можно поставить любое, а ваш электронный адрес будет виден только редактору сайта.)

Поскольку чтение вслух на сегодня входит в ЕГЭ и ОГЭ, мы обязаны им заниматься. Но тем не менее, хотелось бы поговорить и о методическом обосновании. Чего недопонимают противники чтения вслух?
Цитировать
 
 
#4 Александра 17.12.2015 09:43
Julia
Спасибо за вопрос. Я преподаю язык детям школьного возраста и считаю хорошее чтение вслух очень важным навыком.
Развивается артикуляция и четкость речи, т.к. читать книжный текст с длинными фразами - это не мямлить кое как двух-трехсложные фразы при устном общении.
Ребенок приучается не забывать произносить -s на конце слов, четко произносить окончание -ed и другие ошибки, которые влияют на смысл сказанного.
Современные дети не учат слова вообще, не пользуются словарями, а все домашние задания списывают с решебников или забивают в гугл)). Когда они читают вслух, выясняется крайняя скудость их словарного запаса, т.е. можно хоть как-то проконтролирова ть этот процесс. Плюс, сталкиваясь с новыми словами дети их как-то запоминают.
По моим наблюдениям чтение вслух очень хорошо влияет на развитие устной речи - потому что когда читаешь - это все-таки некая имитация речи, что очень полезно для малоразговорчив ых детей с неразвитой родной речью (их очень много).
Цитировать
 
 
#5 Александра 18.12.2015 10:05
И еще:
Когда читаешь вслух - это одновременно запоминание и зрительное, и слуховое, а также восприятие грамматической системы языка в целом, это повтор лексики и тренировка мозга воспринимать информацию на не родном языке.
Навык чтения (словарный запас и понимание текста) сохраняется на очень длительное время, в отличие от навыков устной речи, полученных без опоры на текст. Они как легко приходят, также без следа и испаряются без постоянной практики. А как показывает жизнь, постоянной практики у большинства людей нет.
Вообще, как можно говорить о каком то знании языка, не умея выразительно, быстро и правильно прочитать на нем отрывок научно-популярного текста? Зачем нам такие «неучи»? По моему, это неуважение к языку и культуре страны)
Я занимаюсь чтением вслух с детьми по 2-3 минуты, не каждое занятие, но регулярно в течение всего процесса обучения. К экзаменам ОГЭ и ЕГЭ они приходят с хорошим чтением, никаких проблем нет и специальная подготовка не нужна.
Цитировать
 
 
#6 Julia 19.12.2015 14:23
Спасибо всем за комментарии по статье и отклик на мои вопросы! Все высказанные здесь идеи привели меня к такой общей мысли, что такого рода обсуждения между коллегами очень важны, т.к. позволяют осознать, чем именно ценны для освоение языка те или иные виды заданий. и на основании этого делать выбор: какими заданиями заниматься больше, на чем делать акцент.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь публикаций

2016
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Мы рекомендуем

THiNK
ThinkНовый курс для подростков. Не только английский, но и развитие мыслительных навыков. 
Изд-во
: CUP
O. Wilde. The Canterville Ghost
The Canterville GhostАдаптированная книга для чтения с упражнениями. 
Изд-во:
MM Publications
SpeakOut
SpeakOutКурс англ. яз. для взрослых. На базе аутентичных материалов BBC.
Изд-во: Pearson

Компания "Британия"

Зарубежные книги на иностранных языках. Учебники, словари, художественная и специализированная литература, альбомы, путеводители на английском, немецком, французском, испанском, итальянском. Для детей и взрослых, для всех уровней владения языком.

Наши магазины

Часы работы:
пн-пт 10:00-19:00
сб      11:00-17:00
вс      выходной

Часы работы:
пн-пт 10:00-20:00
сб      11:00-20:00
вс      12:00-19:00

Вступите в нашу группу на Facebook или ВКонтакте, чтобы быть в курсе последних изменений и новостей компании, а также чтобы делиться своими идеями и участвовать в дискуссиях на различные темы. Ваше участие в группе позволит нам делать сервис лучше, ориентируясь на ваши идеи и замечания.

Britannia в Facebook

Britannia в ВКонтакте
tag. -->